Каждый, кто прослеживает развитие медицины, должен быть поражен единством двойственности, которое она содержит: с одной стороны, необычайная изменчивость в использовании терапевтических методов и диагностической аппаратуры, наблюдаемая в пределах одного поколения, а с другой - достоверность утверждений и наблюдений, сделанных тысячи лет назад.
Правда, ассортимент терапевтических средств оставался неизменным на протяжении веков, хотя с открытием Америки появились новые растительные лекарства и начался поиск доселе неиспользованного сырья, но только внедрение химических агентов обогатило арсенал терапевтических возможностей, а развитие фармацевтической промышленности вызвало экспоненциальный рост количества лекарств. И так будет продолжаться.
Наука есть наука, а больным необходим врач
Будущему профессионалу получить сертификат специалиста медицинский получить сегодня не проблема. И здесь мы, кажется, затрагиваем неизменную и вечно актуальную проблему медицины: каким должен быть врач. Ведь, спросите вы, существует ли какое-либо терапевтическое средство, способное высвободить в пациенте энергию, благодаря которой он будет стремиться к излечению? Или как использовать те возможности, которые все еще в его распоряжении? Какой фактор побудит здорового человека сохранять свое здоровье дольше всего? Я знаю только один фактор, который я лично испытал на себе: личность врача.
Личность врача
Гиппократ среди требований, предъявляемых к студентам-медикам, на первое место ставил врожденный интерес к медицине: "Ибо когда сама природа противится, все тщетно; но когда природа действительно указывает путь к изучению искусства, это приводит к наилучшим результатам". Он дополнил это утверждение замечанием о надлежащем образовании, усердии и терпении "на протяжении долгого времени".
Можно также указать следующие качества, необходимые врачу:
- доброта, терпение, терпеливость;
- готовность принести облегчение страждущим без прибыли;
- достоинство, послушность, постоянное стремление к дальнейшему образованию;
- забота о внешнем виде и соответствующая лексика.
Ни одно из этих качеств не учитывается при отборе кандидатов в университет. Конечно, отсев по этим критериям был бы нелегким делом, но и не было сделано ни малейшей попытки ввести его, например, психологическое тестирование. Раньше все эти качества заменялись "идейно-политической позицией" и "социальной активностью". Это уже не действует, но последствия сохраняются до сих пор. Хуже того, данные качества редко реализуются в процессе обучения будущих врачей, которое также должно быть образовательным процессом.